Keanu Reeves Russian Edition
кумир  
  «... Я бы хотел прочесть дневник Иисуса Христа. У него была очень интересная жизнь. Особенно если знаешь с чего он начал и к чему пришел. Было бы очень интересно узнать его мысли, чувства. ...»
кумир Мы все под колпаком у "Матрицы"
 
человек
человек
актёр
актёр
музыкант
музыкант
             
    Библиотека:

: Рецензии
рецензии и аналитические статьи о фильмах, в которых снимался Киану Ривз



cортировать по
дате публикации
названию публикации
названию издания

: Интервью

: Заметки

: Статьи

: Переводы

: Все публикации

: Поиск



Фотографии:

Увеличить

    Мы все под колпаком у "Матрицы"

Версия для печатиФильм, № 5/6 (79/80), май 2003

Наверное, не будет преувеличением сказать, что «Матрица: Перезагрузка» - самый ожидаемый проект сезона. Сотни страничек в Интернете ведут отсчет по дням и часам, сколько времени осталось до премьеры новой «Матрицы». И сотни тысяч фанатов гадают, какие сюрпризы ждут их на сей раз...



В свое время братья Вачовски, поставившие Первую «Матрицу», уверяли, что продюсер Джоэл Силвер согласился запустить проект, так и не поняв, про что кино - ему, мол, раскадровки очень понравились. Но кто может похвастаться, что до конца понял «Матрицу»? Тем более что конец пока не известен. В свое время высоколобая критика практически не отреагировала на первый фильм, поставив его в один ряд со множеством других технократических боевиков. Зрители оказались гораздо восприимчивее к новым идеям. За ними потянулись голливудские продюсеры: в течение месяца после премьеры «Матрицы» братьям Вачовски предложили проекты «Супермена», «Бэтмена» и «Человека-паука».

Братья отказались. Официальных комментариев с их стороны не последовало, но фанаты поняли их отказ как желание творить свои собственные мифы, а не перелопачивать чужие истории. 15 июля 1999 года появилось первое официальное сообщение: братья Вачовски снимут остальные две части трилогии; Киану Ривз дал согласие сняться во второй и третьей сериях; оба фильма будут сниматься одновременно в Сиднее; их общий бюджет составит около 150 миллионов долларов; Киану Ривз получит по 15 миллионов за каждую серию плюс проценты со сборов... В официальном пресс-релизе было еще много цифр и производственных подробностей, но, к величайшему сожалению фанатов, ни слова - о сюжете.

Естественно, пышным цветом расцвели самые невероятные слухи и домыслы: что реальность, в которую привел Нео Морфей - тоже виртуальная; что действие происходит не на Земле, а на Марсе; что Тринити отправят во «временное измерение», а Нео придется ее вызволять; что у Нео появится соперник, способный «переключать» виртуальные реальности. Одним словом, каждый развлекался в меру своей фантазии.

Но все это были лишь домыслы. На протяжении долгого времени в Сеть просачивались лишь технические подробности работы над проектом. К концу 1999 года стало известно, что фирма спецэффектов Manex Entertainment обсуждает возможность такой сцены погони, в которой преследователи-агенты будут «прыгать» из тела одного водителя в тело другого; что им

же предложили разработать спецэффекты для сражения между летающими героями и массовкой и что сценария пока нет и не предвидится. Вначале было объявлено, что премьера состоится летом 2002 года, потом ее перенесли на Рождество 2002 года - и каждый раз студия объясняла сдвиги в графике задержками в работе над сценарием.

Тем не менее работа явно шла, хотя секреты проекта охранялись почище, чем досье ЦРУ. Только в сентябре 2000 года самый знаменитый киноманский сайт Ain't It Cool News ухитрился взломать броню секретности и показать миру три раскадровки из следующей «Матрицы», в том числе рисунок подземного города Зиона, где скрываются повстанцы, сражающиеся против машин. Судя по рисунку, Зион должен быть наполовину механической, наполовину органической структурой, со специфическими транспортными средствами, немного похожими на те, что мы видели в первой серии.

Буквально через несколько часов кинокомпания Warner Bros, в категорической форме потребовала убрать с сайта раскадровки «Матрицы». Высочайшее повеление было немедленно выполнено, но к этому времени рисунки уже разошлись по всему миру и фанаты наверняка испытали особое удовольствие, обсуждая детали изображений на интернетовских форумах, где они демонстративно оставили пустые дырки вместо рисунков.

После этого, очевидно, студия решила, что воевать с киноманами бесполезно, и утроила бдительность. Все, кого приглашали работать над проектом, давали подписку о неразглашении. Забегая вперед, скажем, что итальянка Моника Беллуччи, приглашенная на одну из главных ролей, была шокирована голливудскими нравами. Подписка о неразглашении произвела на нее такое сильное впечатление, что Беллуччи вообще отказалась говорить о фильме до премьеры.

В конце 2000 года появились официальные данные о приглашении актеров. Помимо основной четверки - Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Лоренс Фишберн и Хьюго Уивинг - в фильм было приглашено много новеньких, из чего следовало, что сюжет будет сложным и разветвленным. Конечно, огромным разочарованием для фанатов

стал отказ Джета Ли (он просил 13 миллионов долларов, а ему предложили 3 миллиона). Примерно такая же история приключилась с Мишель Йео, только в этом случае о конкретных суммах ничего не известно. Наконец, по киноманским сайтам запорхали слухи, что хореограф трюков Юэнь Ву-Пин тоже собирается уходить, потому что его команде слишком мало платят. К счастью, последние слухи оказались ложными.

Ву-Пин лично занялся физической подготовкой всех актеров, занятых в боевых сценах. Перед началом съемок всем - и «старичкам» и новичкам - пришлось полгода заниматься восточными единоборствами и учиться трюкам на тросах.

В начале января 2001 года киноманское сообщество потрясло известие, что Киану Ривз получил серьезную травму на тренировках. Его агент всячески отрицал сей факт; лондонский таблоид Sun приводил в качестве доказательства фотографии, на которых отчетливо виден Киану (или очень похожий на него человек) с загипсованной ногой. Агент Ривза назвал фотографии фальшивыми. Страсти кипели до 22 января, когда Ривз появился на церемонии вручения «Золотых глобусов» без гипса и каких-либо признаков травмы.

К этому времени фанатам наскучила роль пассивных наблюдателей. В Интернете стихийно родился и расцвел фанарт, то есть различные истории, коллажи, комиксы, видеоклипы и прочие любительские произведения вокруг и около «Матрицы», фанатов не трогали - чем бы дитя ни тешилось... Единственное, о чем их попросили - не трогая магистральной сюжетной линии, развлекаться на периферии, то есть сочинять истории про других мятежников и их врагов. За четыре года, прошедших между первой и второй серией, в Сети возникла еще одна виртуальная вселенная, придуманная фанатами.

Впрочем, это никоим образом не отвлекало их от основной задачи: пристального наблюдения за происходящим вокруг проекта. То, что проект уже на мази, никто не сомневался. Начался подбор массовки для ряда сцен; замелькали сообщения, что актерские агенты ищут двойников Ривза и Хьюго Уивинга; неподалеку от Сан-Франциско строился кусок «шоссе» для съемок какой-то невероятной погони...

При этом сценарий по-прежнему был засекречен. В начале марта 2001 года Уивинг в интервью New York Post признался, что даже он понятия не имеет, что его ждет во второй серии. «По-моему, они немного перегибают палку», -осторожно добавил актер.

В феврале 2001 года стало известно, что продюсер Джоэл Силвер в преддверии актерской забастовки готовится сделать «ход конем»: начать съемки в середине марта 2001 года, отснять до июля все сцены, нуждающиеся в компьютерной отработке, чтобы в случае забастовки компьютерный отдел не сидел сложа руки, а по завершении забастовки снять все остальное. Тогда же появилась информация, что спецэффекты к фильму будет делать не Manex, a ESC Entertainment - специально созданная для этого компания под патронажем Warner Bros. Официальная причина объяснялась путано и невнятно, неофициально же поговаривали, что на Мапех слишком велика утечка информации

В марте начались съемки. В первую очередь снималась погоня, о которой к этому времени сложили легенды. Киноманы из Сан-Франциско, Беркли, Окленда и даже Сакраменто стекались к бывшей военной базе Alameda Naval Air Station, чтобы хоть краешком глаза увидеть историческое событие: начало съемок фильма «Матрица: перезагрузка». 26 и 27 марта Сеть наводнили фотографии с места событий и киноманские отчеты, из коих следовало, что в погоне примут участие сотни двойников агента Смита; что по ходу погони будут взрывы, автоматные или пулеметные очереди; что герои разобьют десятки машин... Через несколько недель снималась ночная сцена в подземном тоннеле Posey Tube: киноманов к тоннелю даже близко не подпустили, однако один из них успел заметить, что у всех полицейских машин, принимающих участие в сцене, один и тот же номер. Естественно, тотчас же возникли теории о клонировании машин и прочих предметов.

В июне съемки самых компьютерно-насыщенных сцен завершились. Остальное планировалось доснять в Австралии осенью-зимой 2001 года, чтобы выпустить оба фильма в 2002 году. Но по мере работы над проектом Силвер понял, что первоначально намеченные сроки нереальны. Еще в августе 2001 года он объявил об очеред-

ном переносе даты премьеры на лето 2003 года, чтобы его команда могла работать без спешки.

Силвер готовился к одной неприятности, но получил вместо нее кучу других. Как известно, актерской забастовки удалось избежать, однако на проект обрушились иные беды. В августе 2001 года погибла в авиакатастрофе Аалийя, которая играла в фильме одну из главных ролей. К этому времени ее роль была отснята на 80%, и замена актрисы означала пересъемку множества сцен. В сентябре умерла Глория Фостер, игравшая Оракула в первой серии и вернувшаяся к своей роли во второй, Фостер успела сыграть во всех сценах с ее участием во втором фильме, но даже не приступала к третьему.

Осенью 2001 года съемки возобновились в Австралии, где студия постаралась воздвигнуть такой же непроницаемый барьер между проектом и киноманами. Но вдали от начальственных глаз сотрудники немного ослабили бдительность, поэтому в Сеть регулярно «протекали» спойлеры: в одной из сцен Нео дерется с самим собой или своим двойником; агент Смит «отделяется» от Матрицы и начинает размножаться; Матрица создает новых агентов - неких «Близнецов» - и они начинают охотиться за Смитом; Смит осознает, что между ним и Нео есть какая-то странная связь...

На студии Warner Bros, долго колебались, не зная, как выкрутиться из ситуации, возникшей из-за смерти Аалийи. Вариантов было два: либо ввести в оставшиеся сцены с ее участием виртуальную актрису, либо переснять все с другой исполнительницей. Только в апреле 2002 года, после долгих споров и сомнений, было решено заменить Аалийю Ноной Гэй, которая появится в этой роли и в третьей серии.

Май 2002 года. За год до премьеры фильма самый влиятельный американский еженедельник Time публикует подробную статью о работе над второй серией... точнее, свои соображения о том, какой она может оказаться, ибо даже журналистам Time не удалось выведать ничего такого, что уже не было бы известно. Правда, они смогли вытянуть из Киану Ривза любопытную фразу: «Первый фильм - о рождении, второй - о жизни, третий - о смерти», - но киноманы расценили ее как поддразнивание.

Именно после огромной аналитической подборки в Times стало ясно: высоколобая публика тоже включилась в процесс, что, однако, никоим образом не помешало «низколобым» любителям продолжить свои игры. В 2002 году был запущен проект компьютерной игры Enter the Matrix, в которую можно играть индивидуально и через Интернет, фирма McFarlane Toys купила лицензию на производство кукол, изображающих героев «Матрицы». А Джоэл Силвер раздавал направо и налево интервью о том, что новые спецэффекты превзойдут старые и что их невозможно будет повторить: «Мы поднимем планку так высоко, что ее вообще не будет видно». Он также сообщил, что действие второй и третьей серий будет разворачиваться в течение 24 часов: «Это одно длинное кино, поделенное на два фильма».

22 августа 2002 года съемки обоих фильмов закончились. Тогда же появилось сообщение, что 15 мая 2003 года в американский прокат выйдет «Матрица: перезагрузка», а третья серия «Матрица: революции» появится на экранах в ноябре 2003 года. Теперь оставалось только ждать.

Что же известно сегодня о содержании обеих серий? За последние месяцы было довольно много утечек информации, и поэтому мы можем сообщить вам более или менее достоверные факты.

В фильме «Матрица: перезагрузка» Нео и другие руководители подземного города Зиона должны найти путь к спасению от сотен тысяч зондов, которые ведут подкоп к их убежищу, чтобы расправиться с мятежниками. Напряжение строится не только на традиционном принципе «успеют-не успеют», но и на эмоциональном уровне. Нео и Тринити становятся любовниками. Они предаются страсти в самом Зионе, где находился главный командный пункт мятежников и где подземный корабль «Навуходоносор», на котором путешествуют герои, делает недолгую остановку. Зион находится очень близко к расплавленной земной коре, там довольно жарко, что способствует выбросам чувственных эмоций. В то время как Нео и Тринити занимаются любовью в пещере, жители тамошних мест, впавшие в первобытное состояние, кружатся в неистовом танце, и, как написано в сценарии, «пот, слюна и грязь летят во все стороны, в то время как танцующие двигаются со все более возрастающим исступлением, ритмично ударяя босыми ногами по мокрой глине».

Нео видит во сне мрачную судьбу Тринити и ищет способ спасти ее от будущего. Вторая серия завершается на самом интересном месте, подобно фильму «Империя наносит ответный удар».

Погоня, которая снималась в окрестностях Сан-Франциско, будет показана ближе к концу второй серии, в ней будут задействованы машины и вертолет, она будет длиться около 15 минут. Агент Смит размножится и устроит героям «атаку клонов», причем клонирование будет очень хитрым: клоны станут «внедряться» во внешность своих противников, что частенько будет приводить к опасным ситуациям, когда хороший парень оказывается вовсе не тем, за кого себя выдает.

На одной странице сценария Нео загадочно говорит: «Хм... апгрейды», - очевидно, плохие парни будут обладать способностью к оперативному самоусовершенствованию.

Помимо агентов Смитов противниками Нео станут зловещие Близнецы - Близнец-Один и Близнец-Два, способные материализоваться и дематериализоваться в любом месте и в любом виде - как во плоти, так и в газообразном состоянии. Близнецы-альбиносы устраивают поединок с Нео в подземном гараже.

В фильме будут и другие новые герои. Среди них: Архитектор - Богоподобное существо, создатель Матрицы; Изготовитель Ключей (Рэндалл Дук Ким), загадочный японский мастер, про которого Нео узнает, что «только он один может добраться до источника» и спасти Зион. Изготовитель Ключей находится в плену у вольнодумца Меровингиана (французский актер Ламбер Вильсон), который не хочет отпускать своего пленника. Нео приходится идти на различные ухищрения, чтобы преодолеть это препятствие. Итальянка Моника Беллуччи играет ревнивую жену Меровингиана. Кроме того, в числе действующих лиц будет герой по прозвищу Парнишка (Клэйтон Уотсон) - начинающий мятежник, восхищающийся Нео. Во второй серии его роль минимальна, но, по слухам, он по-настоящему проявит себя в третьей серии.

Подзаголовки второй и третьей серий - «Перезагрузка» и «Революции» - явно несут определенный подтекст. «Перезагрузить» события первого фильма сравнительно легко (сейчас пол-Голливуда этим занимается), но произвести в них революцию гораздо труднее.

Отчасти потому, что братья Вачовски подняли планку очень высоко. В 1999 году, через месяц после премьеры, Джордж Лукас признал их самыми талантливыми режиссерами-демиургами нового поколения. «Матрица» принесла $459 миллионов в мировом кинопрокате и получила четыре «Оскара» - за спецэффекты, звук, монтаж и монтаж звуковых спецэффектов.

Братья Вачовски демонстративно отсутствовали на церемонии «Оскаров» в 1999 году, словно давая понять, что премии по второстепенным категориям - это слишком мелко и скучно. Они, Вачовски, занимаются гораздо более важными вещами.

Выгнанные в свое время из колледжей братья Вачовски сумели найти зону, в которой гармонично сосуществуют комиксы и философия, умопомрачительные поединки и метафорический уровень их прочтения. Вачовски радикально изменили лицо «экшн» и внешне и внутренне. Они наполнили духовностью циничный жанр, издавна державшийся на трех китах: драках, девочках и продырявливании человеческих тел. Они познакомили Запад с восточной боевой хореографией, существенно изменившей наше представление о возможностях человеческого тела. Они создали мир, в котором художественные идеи становятся продолжением технологий, и наоборот.

Нынче модно начинать отсчет «кино XXI века» с первой серии «Матрицы», появившейся на экранах в апреле 1999 года. Станет ли вторая серия еще одним прыжком в неизведанное?

«Вы видели только пролог, - говорит Джоэл Силвер. - Главное - впереди!»



Киану Ривз

Oднажды Киану Ривза спросили, кто его любимый герой комиксов. Он ответил - Росомаха в «Людях Икс». По иронии судьбы в мае 2003 года фильму «Матрица: перезагрузка» с Ривзом в главной роли придется соревноваться со второй серией «Людей Икс», где Росомаху играет Хью Джекман.

Ривз отказывается сравнивать «Матрицу» и «Людей Икс». Он вообще старается как можно меньше говорить о фильме и своем герое. На вопрос, что такое «матрица» в его понимании, он отвечает: «Машина, покорившая людей. Наше коллективное бессознательное». Насчет Нео Ривз изрекает еще более загадочные фразы: «Томас Андерсон ищет ответы на основные вопросы бытия. Что мы выбираем? Хотим ли мы на всю жизнь остаться в кроличьей норе? Что есть правда? Этот человек один раз засыпает и семь раз просыпается».

Ривз уверяет, что вовсе не был уверен в успехе первой «Матрицы». «Когда я впервые посмотрел готовый фильм, то решил, что он получился гораздо лучше, чем я ожидал. В нем чувствовалось стремление создать что-то, чего еще не было в кино. Нечто подобное прослеживалось в японских анимационных лентах, в комиксах, в графике.

И одновременно в фильме чувствовалось стремление рассказывать знакомую историю по-новому, с помощью кун-фу и научно-фантастических метафор». На вопрос, чего ждать от Нео во второй серии, Ривз дает предельно абстрактный ответ: «Его способности в «Матрице» развились, но братья Вачовски также постарались показать человека внутри костюма - плоть и кровь, чувства и характер. Каким становится Супермен, когда он возвращается домой?»

Заэкранные события вокруг второй и третьей серий «Матрицы» не менее интересны, нежели сами фильмы. Во время съемок Ривз потряс голливудское сообщество, отказавшись от части гонораров ради того, чтобы большая часть бюджета фильма пошла на спецэффекты. Кто-то увидел в этом жесте выпад в адрес зажравшихся огромными бюджетами студий; кто-то получил еще одно доказательство его чудаковатости. (В числе других - отсутствие у Ривза дома и даже квартиры (он живет либо в отелях, либо у друзей), а также его просьбы о том, чтобы ему предоставили гримерную меньшего размера.)

Сам актер просит не воспринимать его поведение как некое «заявление». «Я рассуждал чисто практически. Я хочу, чтобы фильм получился как можно лучше. Для этого на него нужно потратить дополнительные деньги. И тогда всем будет хорошо - и создателям и зрителям. А что касается собственно гонораров... Я вообще-то неприхотлив. Мне нужно мало места. Мне достаточно комнаты. И чтобы была вода. Ну можно фрукты на завтрак принести. Что еще нужно человеку?» И это говорит человек, который получает по 15 миллионов за фильм. Куда же он девает деньги? «Деньгами занимается мой менеджер. Кажется, он их куда-то вкладывает. Какие-то инвестиционные фонды - впрочем, я точно не знаю и не хочу вводить других людей в заблуждение. Возможно, когда-нибудь я куплю себе дом, создам собственную кинокомпанию, но пока мне это неинтересно».

И поэтому сегодня 38-летний Ривз живет по чужим углам, а в свободное время играет на гитаре, читает Шекспира или, как он говорит, просто сидит и смотрит в окно. В свое время Ривза называли и «антизвездой», и «дикой звездой», и «звездой-смутьяном». Сам он уверяет, что «звездность» - это качество, которым тебя награждают другие люди».

«Конечно, бывают моменты, когда быть звездой приятно, - говорит Ривз. - Порой тебе хочется что-то изменить в сценарии или сделать еще один дубль. Но в целом я не чувствую себя звездой. Я просто хочу работать. Я хочу сниматься. На съемочной площадке я пережил лучшие моменты в своей жизни».



Кэрри-Энн Мосс

Кэрри-Энн Мосс считает, что «Матрица» - самое философское кино, снятое за последние годы. «Для многих людей «Матрица» - крутой боевик с умопомрачительными драками, кун-фу и прочим «экшн», - говорит она. - Но я думаю, что фильм значительно глубже. Это по-настоящему духовное кино. Все мы рано или поздно задумываемся, насколько реально то, что происходит с нами в жизни. Есть ли кто-то, кто контролирует наши поступки и мысли? Сегодня мы практически свободны физически. Но внутренняя свобода - иное дело. Она не поспевает за внешней. И фильм вклинивается именно в эту трещинку».

35-летняя канадская актриса совершенно не похожа на свою героиню, крутую и несгибаемую Тринити. Мосс признается, что она терпеть не может насилия и кожаных нарядов. «В обычной жизни я вообще не ношу кожаные вещи, за исключением кожаной куртки, - говорит она. - Я предпочитаю хлопок, лен и шелк. Они помогают мне ощутить себя богемствующей артисткой. А после съемок в «Матрице» я окончательно возненавидела кожу. Сниматься в кожаном наряде в

сценах драк ужасно жарко. С меня градом катил пот. Когда я снимала в конце дня мой костюм, вся подкладка была мокрая».

По словам Мосс, ее в первую очередь привлекла в этом фильме история любви.

«В «Матрице» мне очень понравилось то, что Нео поддерживают остальные, что Тринити верит в него, - говорит она. - Именно это и помогает ему сделать решающий шаг. У меня тоже такое бывало, и мне помогали другие люди. Нельзя относиться к жизни, как к сольному номеру, без участия других людей. Так не должно быть. Некоторые считают, что помощь унижает, но я с этим не согласна».

Кэрри-Энн Мосс родилась и выросла в Ванкувере. Ей было 20 лет, когда она переехала в Европу, где начала карьеру манекенщицы. В 1991 году она получила роль в телесериале «Мрачная справедливость» (Dark Justice), первый сезон которого снимался в Испании, а второй - в Лос-Анджелесе. По завершении сериала Мосс несколько лет продолжала сниматься на ТВ и в рекламе.

«Когда я оказалась в Голливуде, меня шокировало то, как здесь относятся к внешности киноактрисы, - вспоминает она. - После того как я бросила позировать, мне казалось, что отныне моя внешность перестала иметь значение. Главное - актерские способности, а как я выгляжу - неважно. Пробуждение от этой иллюзии было очень жестоким. Оказалось, что в кино внешность еще важнее, чем в модельном бизнесе! Сначала я не могла с этим смириться. Я ходила на пробы в рваных мешках, чтобы доказать себе, что отныне мне не нужно быть сексуальной и желанной. Потом я поняла, что ничего этим не добьюсь. Наверное, это было наивно. Если я должна играть сексуальную женщину, продюсеры должны видеть меня в сексуальном обличье».

В 1993 году Мосс получила роль в канадском сериале, который назывался... «Матрица». Он никоим образом не связан с фильмом, прославившим Мосс на весь мир, но актриса говорит, что он все-таки повлиял на ее судьбу: братья Вачовски увидели это название в ее резюме, и решили, что это добрый знак. «Это был мой второй сериал, в нем шла речь о параллельных мирах, - говорит она. - Конечно же, это чистое совпадение».

Муж Мосс Стив Рой - тоже актер. Они обвенчались в 1999 году, а в марте 2003 года стало известно, что они ждут первенца, который должен появиться на свет в начале осени.

Мосс говорит, что ничуть не жалеет, что отдала «Матрице» почти три года жизни.

«Мне повезло стать частью чего-то такого, что вышло за чисто киношные рамки», - говорит она.

Впрочем, даже в самой замечательной бочке меда не обходится без ложки дегтя.

«Все остальные актрисы могут затеряться в толпе, надев черные очки, - вздыхает Мосс. - У меня этот трюк не проходит. Стоит мне надеть черные очки - и меня сразу опознают!»

 
             

о сайте | форум | почта