Keanu Reeves Russian Edition
кумир  
  «... Кинематограф — средство, с помощью которого артист дистанцирует себя от жизни, и в прошлом я прятался этим способом от невзгод. Таким образом, мне не надо было спрашивать себя, чего я хочу от жизни. ...»
кумир На гребне волны
 
человек
человек
актёр
актёр
музыкант
музыкант
             
    творчество:

: Проза

: Стихи

: Рецензии

cортировать по
+ дате
+ названию
+ автору

: Всё творчество

: Поиск

    На гребне волны

Версия для печатиАликс, 04 мая 1998

Есть такая категория фильмов, которую можно обозначить как "скейтер-слейтер кино".
Помните, в конце восьмидесятых-начале девяностых были модны фильмы про разных там скейтбордистов, роллеров и т.д.? В основе сюжета лежало стремление зеленого американского юнца преуспеть в любимом виде спорта и завоевать сердце зеленой американской юницы. Этого он и добивается в финале, победив в соревнованиях и показав язык фавориту - красивому, но грубоватому парню с сердцем не таким, конечно, добрым, как у нашего героя, и не такому достойному любви юницы. В продолжение фильма - немало красивых съемок этого самого вида спорта: ракурсы, скорость, азарт, красота. Такие фильмы снимаются для того, чтобы привлечь молодежь в конкретный вид спорта.
В одном из фильмов про скейтеров, который очень запал в душу тогда еще маленькой вашей покорной слуги, в главной роли был Кристиан Слейтер. Под впечатлением от просмотра фильма было сочинено следующее стихотворение на английском:

Christian Slater
Is a good skater

Ну вот. В НГВ мы имеем типично скейто-слейтеровское кино. Хорошенький парнишка-агент ФБР Джонни Юта (Киану Ривз) решает научиться серфингу для того, чтобы внедриться в банду серферов. И вот он учится, учится, научается наконец, а в процессе завоевывает сердце девушки-серфистки Тайлер (Лори Петти). Однако любви их мешает самый крутой серфер, а по совместительству главарь банды, Ботхи (Патрик Суэйзи). И мешает он не только любви, но и расследованию нашего героя.
По закону жанра скейто-слейтеровского кино на первом плане - волны, волны, волны. Красивые повороты, пена, ракурсы, молодость, сила... НГВ снят как рекламная компания серфингу, однако создатели фильма отчего-то не хотели в этом признаваться и упорно пытались помешать жанровой чистоте картины, примешивая туда какую-то философию. Несмотря на эти их попытки прекрасные актеры в фильме - не герои, а символы, шаблоны, занявшие свои стандартные места.
Кроме общей канвы, присущей рассматриваемой категории фильма, в НГВ присутствуют и стандартные пассажи, встречающиеся во всех американских фильмах вне зависимости от жанра:

1. Ты использовал меня!
2. Нет, я не могу выстрелить!
3. Папас! Папас! О нет! (Папас - напарник Джонни Юты).

Не оставляет удовлетворения и работа режиссера (сценариста?). Непроработанные места оставляют ощущение натянутости. Например…
Вы верите, что Джонни любит Тайлер и что Тайлер любит Джонни? Лично я - нет. Начать с того, что девушка неживая. Она тоже, увы, лишь символ: ага, а вот она будет девушку изображать. Внешность - стандарт конца восьмидесятых-начала девяностых, этакая пацанка, оказывающаяся очаровательной девушкой... Упс, простите, вот именно такой она и не оказывается. Очарования и женственности в актрисочке никакого: грубоватая, мужеподобная. Для того чтобы зритель сочувствовал и понимал движения мужчины на экране, он сам должен хотеть любить и спасать героиню. А эту? Эту спасать не хочется.
Нам не показали, что между Джонни и Тайлер существует любовь. Показали, как они вместе тренируются. Как целуются. Как красиво лежат в постели. Как ссорятся. И после этого Ботхи говорит Джонни: "Она тебя сильно любит, меня так не любила". А где любовь, простите? Создатели фильма, видимо, рассчитывали, что мы поверим герою Патрика Суэйзи на слово.
Не прорисована и линия привязанности Джонни к Ботхи. Агент ФБР не может выстрелить в грабителя, а при этом у зрителя ощущения привязанности к Ботхи, в отличие от Юты, не возникло (разумеется, если зритель - не фанатка Патрика Суэйзи), и единственное, что ты думаешь в этот момент, - это: "О, идиот, слабак, ну что ты, в ногу выстрелить не можешь?" Видимо нет. Видимо, по замыслу сценариста, Джонни настолько привязался к Ботхи, что даже в тюрьму его упечь не может. Но когда это он успел так привязаться? После того, как тот дал его обидчикам по морде? После того, как пригласил покататься на волнах в ночи? Нет, нет тут сцен, которые убедят меня, что между Джонни и Ботхи родилась настоящая привязанность зеленого серфера к бывалому. Они и наедине-то не оставались ни разу, не вели задушевных разговоров. Понятное дело, фильм не резиновый, все не вместишь, но ведь можно было бы пожертвовать парой слабых сцен (вечеринка, например) для того, чтобы снять недостающие звенья.
Интересным я считаю поворот, когда Джонни заставляют участвовать в налете. Да, это было классно, интересно, но... Чересчур скомкано. О, эту линию можно было бы так здорово развить, однако вместо этого драгоценные минуты нерезинового фильма создатели решили отдать ненужной парашютной сцене.
А этот смешной и нелепый пассаж, когда Джонни выводит Папаса на разговор о его версии! Господи, да не верю я, что Папас такой весь из себя чудак и что только Джонни, только Джонни смог поверить в единственно верную версию о том, кто эти призраки-грабители, а без Джонни все над Папасом только смеялись.
Я много раз слышала о том, что Киану прекрасно играет в НГВ. Знаете, я со смущением обнаружила, что на игру как-то и внимания не обратила... Она там, простите за каламбур, и роли не играет. Начинаю припоминать сцены, и единственный яркий момент, который всплывает в памяти - сцена ограбления. Да, он там эффектен. Впрочем, как я и говорила, как раз эта линия вызвала у меня наибольший интерес.
Итак, чем бы этот фильм мог быть. Если бы пассаж про участие Джонни в ограблении банка был поставлен в центр повествования, получился бы отличный психологический фильм с элементами боевика. Полицейский внедряется в банду, его принуждают участвовать в ограблении, он не хочет, однако участвует, неожиданно ярко проявляет себя во время налета: где нужно прикрикнет на тупого заложника, где нужно ткнет обрезом - и вдруг открывает для себя, что ему это нравится, что это его, что ему нужен этот адреналин, и начинает мучиться угрызениями совести, а тем временем банда его раскусила, но не дает ему это понять и т.д. - ух как можно было бы развернуться! Вот он, выбор между добром и злом, вот волнение зрителя!
А что мы имеем вместо этого? Какая мысль фильма? Что должен вынести человек после просмотра фильма? Единственное послание, которое очевидно при придирчивом просмотре и которое воспринимается исподволь при непридирчивом, это: ребята, занимайтесь серфингом, это так красиво, это такая идея, это жизнь, серфинг полностью тебя изменит!
Можно, конечно, предположить, что режиссер и сценарист были глубже, чем мы о них думаем, и хотели провести мысль о столкновении двух напористых волн: честолюбивого Джонни Юты, который во что бы то ни стало стремится раскрыть преступление, и привыкшего во всем добиваться своего Ботхи. Однако если подумать, появляется ощущение, что НГВ не хватает пары. Такой же, как есть у "Джонни Мнемоника" в лице "Матрицы". В случае этих двух фильмов вслед за слабеньким "Джонни" последовала мощная "Матрица", снятая в том же жанре кибер-панка.
Так и НГВ мне кажется лишь невнятным бормотанием на тему столкновения, фильмом, который требует того, чтобы его пересняли.
Ну ладно, поругала и хватит. На самом деле, мне фильм понравился и смотрела я с большим удовольствием, просто, боюсь, понравился он мне потому, что мне нравится Киану.
Кстати, возможно, именно потому, что мне нравится Киану, многое мне в фильме и не понравилось. Обидно, что он снимается в проектах, которые не станут историей кинематографа, хотя он этого достоен. :)

 
             

о сайте | форум | почта