|
|
Библиотека:
: Интервью
: Рецензии
: Заметки
: Статьи рассказы журналистов о жизни и творчестве Киану Ривза
cортировать по дате публикации названию публикации названию издания : Переводы
: Все публикации
: Поиск
|
|
|
Герой "поколения Х"
В 1991 году молодой актер Киану Ривз исполнил одну из главных ролей в нашумевшей картине Гаса Ван Сента "Мой личный штат Айдахо" ("My Own Private Idaho"), ставшей культовой независимой драме и названной впоследствии в числе фильмов, определивших лицо поколения рубежа 80 - 90-х годов. В этой картине Ривз сыграл вместе со своим другом, уже знаменитым к тому времени актером Ривером Фениксом. Потом Феникс умер, а за Ривзом закрепился ярлык одного из самых многообещающих актеров так называемого "Поколения Х" - поколения живущего и играющего в кино на грани, на последнем дыхании, поколения "бунтовщиков без причины", ни на минуту не забывающего о трагической судьбе знаменитого Джеймса Дина.
Киану Ривз родился в 1965 году в Бейруте в семье матери-англичанки и отца-тайца. Кстати, и в имени будущего актера соединились культуры и цивилизации: слово "киану" пришло из Полинезии и означает "горный ветер", а "Ривз" — просто древнее индийское имя.
Итак, после долгих переездов по Австралии и Америке семья Киану осела в Канаде, где юноша успешно окончил высшую школу по специальности "драматическое искусство". Там же, в Канаде, Киану дебютировал на экране. В начале 80-х он довольно активно снимался в небольших и не слишком известных канадских телесериалах. А потом, после недолгой работы в Hedgerow Theatre в Пенсильвании, пришла пора пробоваться и в американском кино.
В Америке ему принесли славу молодежная картина "Невероятные приключения Билла и Теда" ("Bill and Ted's Excellent Adventure") и ее продолжение "Мнимое путешествие Билла и Теда" ("Bill and Ted's Bogus Journey"). Тинейджеры были в восторге, а Ривза заметили серьезные продюсеры.
Однако еще в 1986 году Ривз снялся в малобюджетной ленте специалиста по подростковым проблемам Тима Хантера "На берегу реки" ("River's Edge"). Психологическая драма о юноше, который убил знакомую девушку, а потом привел друзей смотреть на труп, оставленный им у реки, была основана на реальной истории и стала достаточно известной в кругах любителей независимого малобюджетного кино. А Ривз, сыграв в этой картине одну из главных ролей, надолго закрепил за собой амплуа актера, предпочитающего проблемные социальные фильмы.
В 1990 году на съемках фильма Лоуренса Каздана "Люблю тебя до смерти" Киану познакомился с Ривером Фениксом. "Мы моментально понравились друг другу, — вспоминал позднее Ривз, — стали много общаться. А потом, во время съемок, одновременно прочли сценарий картины "Мой личный штат Айдахо". Позже мы вместе ехали в Голливуд на автомобиле и обсуждали прочитанное. Именно тогда мы договорились, что будем сниматься в этой картине вместе..." Ривер и Киану стали друзьями, а многочисленные назойливые таблоиды раструбили о том, что между молодыми актерами есть нечто большее, чем просто дружба. "Я читал эти ужасные газеты, — с отвращением говорил Ривз. — Это было омерзительно. Из жажды наживы люди готовы были писать все что угодно... Но в то время мы не обращали внимания на то, что сейчас принято называть имиджем..."
Картина "Мой личный штат Айдахо" стала, что называется, переломным этапом в творческой карьере Киану Ривза — однажды он проснулся знаменитым. К тому же одновременно с ней вышел и еще один фильм с его участием — эстетский экшн любительницы смешивать жанры Кэтрин Бигелоу "На гребне волны" ("Point Break"). И предложения посыпались одно за другим, но актер, решив не торопить судьбу, старательно выбирал роли.
Кстати, говорят, что великий итальянец Бернардо Бертолуччи предложил Ривзу главную роль в своем амбициозном проекте "Маленький Будда" ("Little Buddha") именно после того, как увидел его работу в "Моем личном штате Айдахо". "Мы разговаривали с Бернардо в Нью-Йорке, — вспоминал актер, — и он долго и очень интересно рассказывал мне о Сиддхартхе, о своем видении буддизма... Бертолуччи — гениальный рассказчик. Но он хотел взять на главную роль индийского актера, и мы расстались. Я уехал на съемки в Италию, но о проекте Бертолуччи забыть не мог, даже взял с собой экземпляр сценария. В Риме мы снова встретились с Бернардо, и тогда он предложил мне сыграть в его картине. Естественно, я с радостью согласился!"
Надо заметить, что работа над картиной шла сложно. Под чутким руководством Бертолуччи Ривз старался как можно глубже погрузиться в контекст, в котором ему предстояло существовать на экране. В одном из интервью актер рассказывал: "Однажды я ушел в храм, уединился там на долгое время, питался только водой и фруктами. Я хотел пройти этот путь познания истины... Я очень хотел вжиться в образ, воплотить его на экране честно и достойно. Думаю, что в каждом из нас, в наших душах, живет такой маленький Будда. До поры до времени он спит, и нам просто нужно его разбудить..." Фильм был воспринят неоднозначно. Во время работы в Индии его даже пришлось переименовать в "Маленького ламу", но и это не спасло от нападок со стороны некоторых буддистских религиозных групп. Впрочем, Ривз до сих пор гордится собственной работой в этой картине. И из всех режиссеров, с которыми ему пришлось работать, всегда выделяет двух мастеров, изменивших его жизнь, — Гаса Ван Сента и Бернардо Бертолуччи: "Они оба — поэты, они потрясающе чувственны. Но у них есть и множество различий. Бертолуччи — это голос, в то время как Ван Сент — тишина. Они по-разному работают с актерами, но оба добиваются потрясающих результатов..."
А потом настала очередь массового кино. Киану Ривз начал сниматься сплошь в качественных и кассовых фильмах. Одним из них стал блестящий триллер "Скорость" ("Speed") Яна де Бонта, в котором Ривз работал вместе с Сандрой Баллок. Другим — знаменитый киберпанк-боевик "Матрица" ("Matrix") братьев Вачовски. Эту картину уже называют культовой.
Дебютировавшие лесбийским эротическим триллером "Связь" независимые режиссеры Ларри и Энди Вачовски были, думаю, очень удивлены, когда продюсеры студии Warner Bros, предложили им поработать над боевиком со спецэффектами и многомиллионным бюджетом. Естественно, они согласились. И, естественно, они не имели права совершить ошибку: от этого зависела их голливудская карьера.
Пресса писала, что братья очень серьезно подошли к работе. Например, заставили актеров (среди которых кроме Ривза было еще немало звезд — таких как Лоренс Фишборн, Кэрри-Энн Мосс и Джо Пантолиано) долгих шесть месяцев усиленно обучаться искусству кун-фу под чутким руководством китайского учителя. Тот же Ривз в шутку жаловался потом, что его тело ныло от физического перенапряжения, а руки и ноги были покрыты синяками и ссадинами. Но физическая подготовка пригодилась: братья Вачовски, не скрывающие своей нелюбви к компьютерам и прочим высоким технологиям, на съемочной площадке киберпанк-боевика остались консерваторами. Они построили в Австралии громадных размеров павильон с декорациями и заставляли собственных актеров летать, используя всевозможные веревки и подвесы. Смотрелось все это достаточно смешно, но на экране выглядело более чем впечатляюще. Недоработанный сценарий затмила восхитительная операторская работа и завораживающие сцены полетов и поединков. Фильм стал кассовым хитом.
Были и еще картины. Например, "Наблюдатель" ("The Watcher") — фильм об агенте ФБР, который, переловив почти всех маньяков-убийц в родном Лос-Анджелесе, переезжает в Чикаго в надежде на спокойный сон по ночам. Но следом за ним отправляется другой крутой парень — неуловимый и хитрый маньяк... В этом фильме, который изначально назывался "Ведомый", маньяком как раз "работал" Киану Ривз, который, кажется, впервые вживался в образ психа, да еще с садистскими наклонностями. Несмотря на то, что в картине были заняты несколько очень известных голливудских актеров, несомненной звездой фильма стал именно Киану Ривз. Он, кстати, остался доволен своим новым "злодейским" амплуа. И сразу после работы в "Наблюдателе" приступил к съемкам в картине "Дар", где снова исполнил роль психически неуравновешенного типа. На этот раз — склонного к насилию мужа героини Хилари Суонк, лауреатки "Оскара" за фильм "Мальчики не плачут".
Сейчас Киану Ривз — один из самых талантливых и успешных голливудских актеров. Он ежедневно занимается гимнастикой, ставит голос, шлифует собственное драматическое мастерство. Он читает философскую литературу, обожает Шекспира и Пикассо. Но он все еще остается парнем из пресловутого "поколения X". Он редко появляется в звездной тусовке, фраку предпочитая джинсы и свитера в стиле "гранж". Он неплохо играет на гитаре и периодически выступает в клубах со своей группой, играющей утяжеленный ритм-энд-блюз. А еще он обожает в полном одиночестве носиться по ночным улицам на собственном мотоцикле. Считается, что Ривз — один из главных любителей быстрой езды в Голливуде. Несмотря на многочисленные раны от падений с мотоцикла, он никак не хочет забыть об этом своем подростковом увлечении. Он считает, что "самое главное — это чтобы никого не было впереди, тогда и не случится никакой аварии". Ривз продолжает жить в Лос-Анджелесе, изредка выбираясь в Торонто к собственной семье. Он любит подаривший ему всемирную славу Голливуд, но говорит, что жить здесь достаточно сложно.
Кстати, последние новости о нем таковы: согласившись участвовать в двух продолжениях "Матрицы", работа над которыми уже ведется, Киану Ривз уменьшил свой гонорар на два миллиона долларов. Он мотивировал свой экстравагантный поступок тем, что необходимо повысить гонорары мастеров по спецэффектам, которые тоже трудятся над будущими кассовыми хитами, и успех "Матрицы" — это во многом и их заслуга. Вот так.
Как-то Киану Ривз сказал: "Необходимо очень четко представлять себе, чего ты хочешь. Нужно рано ложиться и рано вставать. И много работать над собой. Тогда все получится..." Думается, он прав.
Подготовил Евгений Коган
|
|