Keanu Reeves Russian Edition
кумир  
  «... Люблю писать песни. Люблю, когда меня окружают настоящие друзья. Люблю путешествовать. И люблю играть на гитаре. Кроме того, люблю бесплатное пиво. ...»
кумир Пароль MATRIX
 
человек
человек
актёр
актёр
музыкант
музыкант
             
    Библиотека:

: Рецензии
рецензии и аналитические статьи о фильмах, в которых снимался Киану Ривз



cортировать по
дате публикации
названию публикации
названию издания

: Интервью

: Заметки

: Статьи

: Переводы

: Все публикации

: Поиск

    Пароль MATRIX

Версия для печатиPremiere, № 59, май 2003

Перезагрузка Матрицы: соблазн Киану Ривза, испуг Кэрри-Энн Мосс, все стороны Моники Белуччи, размножение Хью Уивинга и любовь Лоуренса Фишбёрна.



На съемках продолжения «Матрицы» журналистам запрещали подходить к братьям Вачовски ближе, чем за 30 метров. Но у Premiere были свои шпионы.



Ввод кода

Все, связанное с двумя продолжения «Матрицы» — «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революции», — держалось в строжайшем секрете. Даже актеры не знали сюжет целиком, только каждый 15-й из съемочной группы, включая исполнителей главных ролей, смог ознакомиться со сценарием. Режиссеры сторонились репортеров, которым, впрочем и не разрешалось подходить к братьям Вачовски ближе, чем на 30 метров, а сотрудники Warner Bros. якобы встречали журналистов мощным хуком справа…

Но так или иначе еще год назад было известно, что произойдет, когда «Матрица» перезагрузится. Во втором фильме Морфеус, Тринити и Нео узнают, кто имеет доступ ко всем тайнам Матрицы. Это Мастер Ключей / Keymaker (Рэндолл Дук Ким), у него все пароли, он получил доступ ко всем дверям. Цель Нео — захватить Мастера Ключей и вывести из мира машин в реальность, но сделать это нужно исключительно осторожно. Заговорщики намерены действовать через телефонную линию, которая идет несколько миль под шоссе. Но это шоссе — место, куда смертному лучше не попадать. К тому же Мастера Ключей охраняют некие Близнецы (под номерами 1 и 2), представляющие собой воплощенное Зло и имеющие способность исчезать, появляться и проходить сквозь стены, как призраки (британские актеры Нил и Эдриан Рэйменты). Кроме того, мы встретим Ниобе, бывшую возлюбленную Морфеуса (Джада Пинкетт Смит, супруга черного «человека в черном» Уилла Смита), и Персефону (Моника Белуччи), созданную Матрицей для совращения Нео с пути истинного. Мы также убедимся, что Матрица — это супермегаполис, раз в десять масштабнее Нью-Йорка, что мир машин — не чистое зло, что среди машин тоже есть слабые, порабощенные более новыми своими собратьями-моделями. И наконец, мы снова встретимся с машиной под название Агент Смит (Хьюго Уивинг), которая научилась саморазмножаться, как вирус. В результате Нео в «Перезагрузке» придется иметь дело с доброй… простите, очень недоброй сотней агентов Смитов.

Но если действие «Перезагрузки» развивается по преимуществу внутри Матрицы, действие «Революций» переместится на дымящиеся руины реальности в ее антиутопично-футуристическом виде. Джоэл Силвер, продюсер, обещает невиданную битву. 17-минутный промо-ролик «Революций» стоил почти $40 млн. долларов (для сравнения — весь бюджет первой «Матрицы» — 65 млн.). Так что более или менее существенное про новые «Матрицы» известно. Да и контракт Лари и Энди Вачовски со студией никакой секретности не предполагает, он лишь освобождает режиссеров от разговоров о «Матрице». А они не просто молчат, а фанатично. Продюсер Джоэл Силвер считает: это потому, что «парни» предпочитают, чтобы их фильмы говорили сами за себя и за них. Но, кажется, что еще больше Вачовски хотят быть «волшебниками за ширмой», тайной силой за задником, «богом в машине». Они не говорят о своем фильме и о себе, о них известно немного. В ответ на репортерский вопрос «как вы впервые встретились с Вачовски?» член их съемочной группы, как правило, затравленно озирается и просит «не вдаваться в детали». Но вообще-то вся команда «Матрицы» в один голос молит не выставлять дуэт Вачовски этаким двухголовым монстром. «Мальчишки у нас — класс!» — говорят они. При конкретном же вопросе, с чем классность мальчишек, они задумываются, а потом отвечают, что братья начитанные и вообще всегда читают. Это правда. Причем книги для них — как воздух, но Ларри предпочитает философию, а Энди — научную фантастику (и ведь именно от слияния этих предпочтений «Матрица» и возникла!). В других отношениях братья столь же разнятся: Ларри любит вино, Энди — пиво, Энди более приветлив, а Ларри… «Он похож на воина джихада, на того, кто ведет священную войну», — говорит оператор Билл Поуп.



Месторасположение файла

Идеальное шоссе Вачовски искали несколько месяцев — ведь именно на нем и вокруг него происходит основное действие «Перезагрузки». Им хотелось, чтобы над дорогой витал дух безысходности, поражения. Но — что неудивительно — обычно как раз этого и пытаются избежать строители дорог. Кончились поиски в духе «Матрицы» — Вачовски решили построить собственное «шоссе в никуда». Чем и занялась бригада строителей на бывшей морской базе в Алмеде, Калифорния. Получилась двухкилометровая петля с настоящими дорожными знаками, разделительными полосами и навесными пешеходными переходами.

Поначалу строительная компания, услышав о заказе, сочла, что это ошибка, и долго убеждала продюсеров, что не занимается сооружением кинодекораций. Потом уточнила, известно ли заказчикам, сколько стоит такая работа. Оказалось, около $1 миллиона. «Вряд ли такой суммой можно смутить людей, нанявших на работу Киану Ривза», – флегматично заметил продюсер Силвер. После съемок на шоссе, «игрушечном, но как настоящем», группа переместилась в Сидней, чтобы снимать происходящее в Сионе, подземном городе последних живущих землян. Съемок оставалось еще на 270 дней.



Данные, не подлежащие восстановлению

И тут проект постигло сразу две трагедии. В авиакатастрофе погибла 22-летняя поп-звезда Элайа, занятая в одной из ролей второго плана. Ее пришлось заменить Ноной Гэй, известной по фильму «Али». Через месяц от диабета в возрасте 64 лет умерла актриса Глория Фостер. Она сыграла в первой «Матрице» Оракула и должна была продолжить работу в сиквелах. «Мы все так любили Глорию, — сказал тогда Лоуренс Фишбёрн. — Она была признанной театральной актрисой, но широкая публика ее узнала именно по нашему фильму. А потому ее смерть именно теперь кажется особенно несправедливой».

А между двумя потерями случилось 11 сентября… «11 сентября не было для меня неожиданностью. Работа в «Матрице» навевала апокалиптические настроения», — признался Киану Ривз. Его состояние в последние месяцы вообще было далеко от оптимистического: в апреле в автокатастрофе погибла его подруга Дженнифер Сайм, которая работала ассистентом Дэвида Линча, и Линч даже посвятил ее памяти «Малхолланд Драйв»… А за год до того у Ривза и Сайм родился мертвый ребенок. Теперь же, на съемках сиквелов «Матрицы» актера постигла новая драма. Его сестра была в критическом состоянии — лейкемия. Когда позже один журналист спросил Ривза, как он все это пережил, тот замолчал на несколько секунд, потом просветленно улыбнулся и сказал: «Задавайте свой следующий вопрос». Может быть, дело в том, что на съемках «Маленького Будды», когда Ривз сыграл как раз Просветленного, она стал буддистом.



Программное обеспечение

Справедливости ради стоит сказать, что и Ривз и все прочие актеры «Матриц» привели свою жизнь в соответствие с кинозадачами. Те, на чью долю выпали серьезные экшн-сцены, питались по определенной диете — когда готовились к съемкам схваток, если красное мясо в степени готовности «мидиум», а в паузах между такого рода сценами — рыб, рис и овощи. Благодаря этой диете и бесконечным тренировкам Ривз и Кэрри-Энн Мосс похудели и выглядят в кадре выше своего истинного роста. Что стало метафорой — они выше искусственной матричной «реальности».

Подготовку к своим каскадерским подвигам Мосс и Ривз начали за полгода до съемок. Их тренировал в ангаре аэропорта в Санта-Монике (под Лос-Анджелесом) знаменитый мастер восточных единоборств и постановщик схваток Юэн Во-Пинг (он же работал на «Крадущемся тигре, невидимом драконе»).

Остальные «матричные» воители, влюча Джаду Пинкетт Смит, только что произведшую на свет своего второго, совместного с Уиллом Смитом, ребенка, присоединилась к тренировкам через месяц. «Парни (режиссеры Вачовски — от ред.) решили прибегать к услугам каскадеров только в случае, если трюки действительно опасны», — поясняла Мосс. Но и неопасные угрожали исполнителям увечьями. Мосс сломала ногу, неудачно приземлившись после полета на проволочной лонже. Такая же лонжа, сорвавшись, хлестнула Уивинга, и он получил сотрясения мозга, а Фишбёрн серьезно повредил запястье. И сама Мосс до сих пор не уверена был ли так безопасен ее проезд против встречного движения на спортивном мотоцикле «Дукатти 996». На скорости в 40 км в час, но катгорически без шлема и с артистом Рэндоллом Дук Кимом за спиной (он сыграл Мастера Ключей). «Даже вспоминать не хочу, — признается Мосс. — Я всегда терпеть не могла мотоциклы. Мой адвокат считает, что с головой у меня не в порядке, мне нечего беречь, потому и на шлеме я не настояла. И домашние меня доконали: как ты могла! ты о нас подумала?!»

То, что основная нагрузка легла на актеров, подчеркивает и Джон Гаэта, автор и координатор спецэффектов «Матриц». «Это, если хотите, глубокое убеждение, философская позиция братьев Вачовски, — поясняет он. — Для схватки Нео с агентом Смитом создали 100 Смитов, среди которых лишь один реален — это Хьюго Уивинг. Остальные 99 действуют каждый по своей программе и неотличимы от Хью. Но Хью — один. И то, что я называю «виртуальной киносъемкой», не должно подменить собой живое чувство. Иначе и фильм наш станет чем-то вроде «матричной» реальности».

В данном случае «живое чувство» не задушишь, не убьешь: практически, спецэффекты «Перезагрузки» и «Революций» сделаны на живые деньги лично Киану Ривза. Этот продвинутый юзер очень испугался, когда выяснилось, что на «компьютеры» бюджета как бы не хватает, и отказался от своей доли в грядущих сборах фильмов. 35 млн. как одну копеечку отдал Ривз любимому делу.



Копирование данных

Итак, есть уже три фильма. Плюс сайт www.whatisthematrix.com. Плюс компьютерная игра «Войди в Матрицу», для которой братья Вачовски сами написали сценарий — на 224 страницы! — и даже сняли дополнительного материала на целый час. Причем игра эта обладает некой художественной автономностью: ее главные герои — Ниобе (Пинкет Смит) и Призрак (Энтони Вонг).

И, наконец, завершающим аккордом «матрицэпопеи» стала «Аниматрица» (The Animatrix) — собрание из девяти анимационных фильмов в жанре анимэ, всесторонне разрабатывающих «матричную» мифологию. Они сделаны по преимуществу японскими аниматорами и рассказывают предысторию основного сюжета — о войне между людьми и машинами, которая привела к возникновению Матрицы, но осталась за кадром игровых фильмов, — а также излагают ряд новых, не связанных с магистральным, сюжетов. Так, например, фильм из этого цикла «Второе Возрождение» Махиро Маэды — страшная философская сказка о неспособности человека распознать душу своих новых машин. В художественный мир фильма Маэда вовлек 4000 последних лет истории человечества — рабство и Инквизицию, покорение новых материков и концлагеря, суды Линча и научные эксперименты нацистов, мировые войны и войну холодную, расовые мятежи и угрозу ядерного конфликта.



Атака клонов

«Время пули» — название знаменитого спецэффекта: герой совершает прыжок, взлетает и…останавливается в полете, а камера показывает его со всех сторон. Позаимствовали все, кроме слепых: от создателей «Секретных материалов» (там именно летящая пуля и рассматривалась) до гонконгцев («Убойный футбол»). Поначалу Вачовски расстраивались, видя, что, например, в «Ангелах Чарли» их изобретение просто скопировано. А потом решили: отныне они будут создавать нечто такое, что невозможно «содрать». Но вот авторы анимационного «Шрека» продемонстрировали оригинальных подход: они спародировали этот спецэффект.

Реклама. Изобразительные заимствования из фильма братьев Вачовски стали признаком «крутизны». Скромные поделки для видео, и те прикидываются «наследниками» «Матрицы». Название в математическом духе, люди в длиннополо-черном на постере — и зрительское внимание гарантировано.

«Матрица» повлияла на многое и многих. Вот лишь несколько примеров.

Компьютерные игры. Ряд новейших игр позволяет игрокам замедлить действие в момент прыжка героя или полета убийственного орудия. А ведь это тот самый, открытый «Матрицей», «облет летящего».

Костюмы. Черные винил и кожа, переливчатость, лайкровая обтянутость. Поп-культура заимствует вещички из гардероба Тринити, Нео и Морфеуса, и даже Сорви-голова приоделся в этот далеко уже не «от кутюр». Прогнозируется и взлет интереса к узким солнцезащитным очкам. В то же время Кэрри-Энн Мосс сообщает: «Я не могу носить черные очки. Меня узнают».

Трюки. Актеры «Матрицы» храбро отказались от услуг каскадеров. И тем самым положили начало моде на исполнение трюков самими звездами. С тех пор «Ангелы Чарли», «Люди Икс» и «Человек-Паук» грозят угробить своих исполнителей.



Материнская плата

«Матрица» не явилась «из ниоткуда». Кто только на нее не влиял!

Полеты наяву. Впервые были открыты в гонконгском кино — в «фильмах боевых искусств», вроде «Однажды в Китае», обретших культовый статус и получивших на Западе название wire-fu (от слов «кун-фу» и «проволока» — потому что кун-фу-подвиги с зависанием герои совершали с помощью проволочных креплений, стираемых при компьютерной обработке изображения).

Комикс. Братья Вачовски начали свою жизнь в искусстве как авторы сюжетов комиксов в издательском доме Марвела, выпустившего в свет разнообразных «людей Икс» и «сорвиголов». Именно тогда Энди и Ларри прикипели душами к работам художника Джеффри Дэрроу, которого они и пригласили впоследствии создать концепцию изображения для своих «матрица»-фильмов.

Киберпанк. Произведения Уильяма Гибсона (в литературе) и, например, «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта (в кино) повлияли на саму идеологию фильма Вачовски. Он о битве людей с покорившими мир машинами и их приспешниками, что и есть сквозной сюжет искусства киберпанка.

Анимэ. Японская анимация отличается антиутопизмом, ожиданием конца света от технологий. ее классика — «Призрак в доспехах» и «Акира» — идейные предшественники Нео и Ко.

Секретные службы. Донельзя романтизированные кинематографом секретные агенты — от Джеймса Бонда до Малдера со Скали, с их строгими костюмами, полувоенной выправкой и несгибаемостью — превращены в «Матрице» в существо без страха, упрека, но и совести тоже. То есть разоблачены.

Люьис Кэрролл. Его образы, вроде волшебных грибов, мыслящих белых кроликов и Зазеркалья, в целом братьями Вачовски позаимствованы и «апгрейжены» — до виртуального мира, порожденного Матрицей.

Мировые религии. Нео имеет все признаки их «лидеров» — он может объять Матрицу и выйти за ее пределы, как это сделал Будда с миром, казавшимся многим реальным. Он воскресает, как Христос. Кроме того, Нео — мессия, пришедший в мир, которым владеют бездушные машины, чтобы спасти его и возродить к жизни.

Виктория Белопольская

 
             

о сайте | форум | почта