Keanu Reeves Russian Edition
кумир  
  «... Тебя начинают критиковать критики. Согласен ты с ними или нет, они все равно судят. И это может быть очень тяжело. Мои фанаты люди вежливые и, похоже, им нравится моя работа. Да и зрители ко мне неплохо относятся. Но критики... Я для них до сих пор любимый "мальчик для битья". ...»
кумир Между ангелом и бесом
 
человек
человек
актёр
актёр
музыкант
музыкант
             
    Библиотека:

: Рецензии
рецензии и аналитические статьи о фильмах, в которых снимался Киану Ривз



cортировать по
дате публикации
названию публикации
названию издания

: Интервью

: Заметки

: Статьи

: Переводы

: Все публикации

: Поиск

    Между ангелом и бесом

Версия для печатиTotal DVD, № 4 (49), апрель 2005

Когда студия Warner объявила, что финансирует проект «Константин», то некоторые журналисты решили, что речь идет о ленте, посвященной императору Константину Великому. Но они ошиблись. Дебютант Фрэнсис Лоуренс поставил не пеплум, а мистический эпик о маге-детективе Джоне Константине, который вернулся с того света, чтобы бороться со злом. Надо ли говорить, что «Константин: Повелитель тьмы» - это экранизация комикса?



БОЛОТНАЯ ЖУТЬ

В последнее время мы постоянно рассказываем об экранизациях комиксов студии Marvel («Человек-паук», «Люди Икс», «Каратель», «Электра»), но «Константин» - птенец из другого гнезда. Проект, положенный в основу фильма, - детище студии DC Comics, которая своими «Суперменом» и «Бэтменом» некогда породила «супергероическое» направление комиксной индустрии.

Если вы следите за нашими комиксными публикациями, то знаете, что творения студии Marvel прошли путь от высокоморальных комиксов до произведений о сомнительных персонажах с неспокойной совестью и темным прошлым. Схожий путь проделали и конкуренты Marvel - в том числе DC Comics.

Одним из основных новаторов продукции DC Comics был британский сценарист Алан Мур, известный постоянным читателям нашего журнала как создатель проектов «Из ада» и «Лига выдающихся джентльменов». Его мини-сериал «Стражи» (над экранизацией которого уже идет работа) и комикс Фрэнка Миллера «Бэтмен: Возращение Рыцаря Ночи», начавшие выходить в 1986 году, доказали, что графические романы могут быть достаточно сложны и интересны, чтобы нравиться не только подросткам, но и взрослым.

Впрочем, Мур был заметной фигурой еще до появления «Стражей». Так, в 1984 году он возродил интерес публики к малопопулярному комиксу «Болотная тварь». Изначально у этого проекта был стандартный «супергероический» сюжет: убитый ученый тонет в болоте и возрождается в виде монстра из тины. В версии же Мура заглавный герой узнавал, что на самом деле он не воскресший человек, а инкарнация духа природы, которая в процессе возрождения впитала воспоминания ученого.

Соответственно, уровень магической «крутости» персонажа многократно возрос, а сложность и радикализм сюжетов Мура заставили студию полностью отказаться от следования «Кодексу комиксов» (собранию самоцензурных ограничений, призванных сделать американские комиксы стопроцентно безопасными для детей). Но поскольку мейнстримные творения DC никуда не исчезли, то для разграничения подростковых и взрослых проектов компания в 1993 году создала лейбл Vertigo, где в дальнейшем издавались сериалы вроде «Болотной твари».



PUNK NOT DEAD!

Среди прочих нововведений Алана Мура в «Болотной твари» был Джон Константин, постепенно выросший из эпизодического персонажа в существенного героя, а в 1988-м получивший собственный комикс-сериал, названный «Воссиявший из ада» (Hellblazer). Это неуклюжее название было спешно придумано незадолго до выхода проекта в печать, когда выяснилось, что предполагавшееся заглавие «Восставший из ада» (Hellraiser) уже занято Клайвом Баркером для его знаменитого ужастика. Первым сценаристом «Воссиявшего» был Джейми Делано - как и Мур, выходец из Англии.

По словам Алана Мура, поводом ввести в сюжет «Твари» Константина послужило то, что оба работавших над комиксом художника независимо друг от друга захотели нарисовать персонажа, похожего на популярнейшего в то время Стинга. В дальнейшем, когда Джон оброс предысторией, «выяснилось», что в молодости он был панк-вокалистом (умудрившимся издать сингл!), что он на два года моложе Стинга (певец родился в 1951 году) и что одно из важнейших событий его жизни произошло в Ньюкасле, где родился Стинг. Сам Константин родился в Ливерпуле (как и знаменитая группа Beatles).

С давних времен в роду Константинов появлялись люди, наделенные волшебной силой, и Джон стал одним из них. Еще в детстве он ухитрился проклясть своего отца, и после смерти тот превратился в зомби. Этот и другие инциденты привели юношу к серьезным занятиям волшебством, и с годами он стал могучим магом, способным на равных сражаться со многими потусторонними тварями и посюсторонними волшебниками.

По сути, однако, Константин был ближе не к Гарри Поттеру, а к частным детективам из лент эпохи нуара. Эти сумрачные и много курящие субъекты в длинных плащах выпутывались из передряг не столько благодаря умению стрелять (в случае Джона - колдовать), сколько благодаря уму, таланту к переговорам и готовности идти на сделки с силами всех цветов этического спектра. В итоге у Константина накопилось не только множество друзей и соратников, но и прорва врагов - вплоть до высокопоставленных демонов и ангелов!

Панковский настрой комикса, наплевательское отношение героя ко всем и всяческим властям, экстремальные сюжеты и готико-нуарный сталь принесли «Воссиявшему» заслуженную культовую славу. Конечно, по числу почитателей Константин не мог сравниться с Суперменом, Бэтменом или Человеком-пауком, зато его фанаты были более преданными и состоятельными, чем поклонники подростковых комиксов. Так что с финансовой стороны сериал оказался успешным предприятием, которое и сейчас приносит доход. А где пахнет деньгами, там рано или поздно появляются голливудские продюсеры.



ДЖОННИ ЕДЕТ В ГОЛЛИВУД

Самый чувствительный нос оказался у Лорен Шулер-Доннер, чье имя в последние годы звучит чаще, чем имя ее мужа - режиссера «Смертельного оружия» Ричарда Доннера. Параллельно работая над очередной серией «Людей Икс» для студии Fox, Шулер-Доннер объединилась с продюсером «Бэтменов» Майклом Усланом и подвигла компанию Warner экранизировать «Воссиявшего». С правами проблем не возникло, потому что DC Comics давно принадлежит Warner.

Полистав томики комикса и подивившись обилию нежити и ругательств, финансисты прикинули расходы на будущий фильм и осознали, что при нынешних расценках на спецэффекты солидный бюджет на проект можно будет выделить при двух условиях. Первое - суперзвезда в заглавной роли. Второе - доведение сценария до рейтинга PG-13, дабы на фильм могли прийти не только великовозрастные фанаты, но и подростки (без сопровождения родителей).

Второе условие выполнить так и не удалось: фильм в итоге все-таки получил рейтинг R за «сцены жестокого насилия и изображение демонов». Что касается суперзвезды, то изначально продюсеры надеялись заполучить Николаса Кейджа. Режиссуру планировали доверить индусу Тарсеме Сингу, который в 2000 году поставил «Клетку» с Дженнифер Лопес (до этого он был известен клипом R.E.M. - Losing My Religion). Однако Синг сказал, что не видит Кейджа в образе Константина. Продюсеры уволили строптивого творца, но и Кейдж в итоге к проекту не подключился.

Но уже чего-чего, а амбициозных клипмейкеров в Голливуде хватает. Отказавшись от услуг Синга, продюсеры наняли Фрэнсиса Лоуренса, создателя таких видеокомпозиций, как Whenever Wherever Шакиры, Play Дженнифер Лопес, Jaded группы Aerosmith, Let's Get It Started группы The Black Eyed Peas, I'm Not a Girl Not Yet a Woman и I'm a Slave 4 U Бритни Спирс и Sk8er Boi Аврил Лавин.

Звезду проекта тоже не пришлось долго искать. В то время братья Вачовски снимали для Warner сиквелы «Матрицы», и продюсеры «Воссиявшего» предложили новую работу Киану Ривзу. Тот согласился, но ради него пришлось отказаться от одной из ключевых концепций комикса - британских корней героя. Поскольку Ривза никак нельзя было принять за уроженца Ливерпуля, чьи предки веками жили и умирали на Острове, то Константина сделали американцем, а действие перенесли в Лос-Анджелес.



КРОМСАТЬ ТАК КРОМСАТЬ

Выполнив столь радикальный кульбит, создатели картины могли уже не беспокоиться о сохранении менее существенных подробностей. Первым делом изменили название проекта: во избежание путаницы с «Восставшим из ада» картину переименовали в «Константина» (в российском прокате - «Константин: Повелитель Тьмы»). Правда, это вызвало уже упоминавшуюся путаницу с римским императором. Как говорится, нос вылез - хвост увяз.

Далее под нож попала бурная биография героя. В комиксах она была весьма разнообразной, поскольку каждый новый сценарист старался придумать персонажу приключения в новом стиле. Одни заставляли героя разбираться с ангелами и демонами, другие предлагали ему в соперники монстров...

Объединить все эти сюжеты в цельное повествование было очень трудно, так что сценаристы фильма решили взять за основу фрагмент «Опасные привычки» (выпуски с 41-го по 46-й, написанные Гартом Эннисом) и «заточить» под него предысторию заглавного персонажа.

В «Привычках» Константин обнаруживал, что курение подарило ему неизлечимую форму рака. Далее оказывалось, что в раю его не ждут, а в аду, напротив, есть несколько претендентов на право помучить его душу. Соответственно, герой должен был придумать, как избавиться от болезни и утихомирить демонов...

Киноверсия развивала тему. «Выяснилось», что на Земле живет немало бывших людей, которые умерли, но были возвращены назад. Из хороших ангелы сделали своих слуг, на плохих наложили лапу демоны. А поскольку сверхъестественные существа «в чистом виде» не могут жить на Земле, то они заставляют «возвращенцев» (понятно, наделенных нечеловеческими талантами) воевать вместо себя.

Что касается Джона Константина, то он, оказывается, с детства был наделен даром выявлять посланников ада и рая. Не выдержав гнета своих способностей, Джон совершил попытку самоубийства. Пока врачи его спасали, он успел познакомиться с адом и понял, что это не то место, где стоит провести загробную жизнь. Очнувшись, Константин решил совершить как можно больше подвигов, чтобы заслужить место в раю.

Однако тому, кто хочет попасть в рай, нужно не только творить добрые дела, но и стать добрым человеком. А это у Константина никак не получалось - им ведь двигала не любовь к людям, а страх перед геенной огненной. Так что, когда героя настигла смертельная болезнь, страж рая вновь дал ему от ворот поворот... А в аду Константина уже поджидали те, кому он успел насолить за годы, в течение которых изгонял демонов и одерживал победы над Злом. Такая вот божественная несправедливость.



ПОМОЩЬ СВЫШЕ

В комиксе у Константина был верный помощник - шофер Чес. Дабы привлечь молодежную аудиторию, этого персонажа из солидного мужчины превратили в 18-летнего парнишку, мечтающего, чтобы Константин позволил ему применить на практике энциклопедические познания в оккультизме. Роль Чеса получил Шиа ла Беф, известный по «Кладу» и «Я, робот».

В сложные отношения комиксного Джона с женщинами сценаристы решили не влезать и придумали совершенно новую героиню - полицейского следователя Анджелу Добсон, которая прибегает к помощи Константина, чтобы понять, почему ее сестра-близнец покончила с собой. Образы обеих женщин легли на плечи Рэйчел Вайс («Вердикт за деньги», «Мумия»).

Напротив, персонаж по имени Папа Полуночник существовал и в комиксах - правда, там он был скорее отрицательным героем. Некогда шаман и заклинатель духов, Полуночник избрал путь нейтралитета. Теперь он - владелец бара, который безопасно могут посещать и слуги Света, и слуги Тьмы. Роль этого харизматичного мага досталась Джимону Хонсу («Четыре пера», «Амистад», «Пара Крофт 2»).

Но это люди, а что же ангелы и демоны? Последовав примеру создателей «Догмы» и «Нет вестей от Бога», Лоуренс подчеркнул вражду ада и рая разнополым кастингом. Архангелом Гавриилом стала Тильда Суинтон («Молодой Адам», «Адаптация»), демоном Валтасаром - бывший вокалист британской группы Bush Гэвин Россдейл, а Сатаной - швед Петер Стормаре («Особое мнение», «Плохая компания»).

Правда, Суинтон было предписано играть, гримироваться и одеваться в андрогинной манере, чтобы дать понять зрителям, что высшие существа не связаны ограничениями пола. Напомним, что этот же прием использовал Мел Гибсон в «Страстях Христовых», когда снимал Розалинду Челентано в роли Сатаны.

Кстати, в комиксе Гавриил определенно был мужчиной - его безупречный «джентльменский» стиль одежды резко контрастировал с потасканностью костюма Константина.



ДОРОГА В АД

Будучи приглашенным в фильм в качестве талантливого визуалиста, Лоуренс горел желанием доказать, что он может создавать не только красивые, но и осмысленные «картинки». Например, он потратил много сил на проработку своей версии рая и ада.

Применив очевидный символический ход, режиссер изобразил потусторонние миры как, соответственно, «улучшенную» и «ухудшенную» версии нашей реальности. Если, например, в известном нам Лос-Анджелесе есть шоссе 101, то его адский вариант будет выглядеть, как та же дорога после бомбардировки и многих лет распада и гниения. В студийных павильонах подчиненные Лоуренса соорудили несколько фрагментов постапокалиптического Лос-Анджелеса - включая вышеупомянутое шоссе, воспроизведенное вплоть до мельчайших подробностей.

По сходному принципу разрабатывались и обитатели царства Сатаны: живые мертвецы, одетые в лохмотья, которые некогда были дорогой одеждой; пожиратели душ - лишившиеся мозгов зомби, охотящиеся на тех, у кого еще есть что выгрызть; кошмарные чудовища, лишенные сходства с людьми... Внешний облик всех этих существ имел символическое значение, а визуальные эффекты создавались за счет параллельного применения загримированных каскадеров, роботов-марионеток и компьютерных спецэффектов. Например, пожиратель душ был изначально построен как сложная кукла, а затем растиражирован с помощью CG.

На фоне этой фантасмагории выгодно выделялся Сатана - Стормаре настоял, что сыграет свою роль без явного грима и технических ухищрений. Режиссер согласился с мнением актера: Лоуренс тоже видел Сатану злодеем, который настолько уверен в себе, что не нуждается в пышной пиротехнике. Он просто Сатана - и этим все сказано.



НУАРНАЯ СУДЬБА

Хотя на постановку «Константина» были потрачены немалые средства, на момент написания статьи финансовые перспективы картины остаются туманными. В отличие от «Людей Икс» и «Человека-паука», «Воссиявший» не может похвастаться миллионами фанатов всех возрастов. Более того, о существовании этого комикса знают лишь его поклонники, в то время как о классических работах Marvel и DC Comics осведомлены очень многие - даже те, кто вообще комиксы в руки не берет. Не имея поддержки другого крыла поп-культуры, «Константин» может рассчитывать только на свои силы. Но хватит ли для победы обаяния Ривза, сценарных идей и визуальных находок Фрэнсиса Лоуренса? Не факт. Хотя если хватит, это будет именно комплексный успех. Ведь по опыту прошлых лент Ривза мы знаем, что в одиночку спасти фильм он не может. А что касается эффектов, то вспомним о неудаче в американском прокате «Ван Хельсинга» - кстати, сюжетно не столь уж далекого от «Константина».



ВЕЧНЫЙ БОЙ

Одной из самых технически сложных сцен картины стала битва Константина с целой ордой демонических существ. Подобных фрагментов в последние годы снято немало, но эпизод из «Константина» был снят одним долгим планом, и руководителям каскадерской группы пришлось координировать и синхронизировать движения более двадцати человек одновременно сражающихся и «летающих» в кадре. Дополнительные проблемы создало то, что этот кусок снимапся нe в павильоне, а в интерьерах реальной больницы. Там было очень сложно установить все необходимое трюковое съемочное оборудование.



СТИНГ НЕ ПРОЙДЕТ!

Когда Алан Мур узнал, что американцы готовятся снимать «Константина», то он заявил, что, на его взгляд, лучшим актером на заглавную роль был бы Стинг, благо что он идеально подходил по типажу и имел кое-какой актерский опыт. Это высказывание так широко обсуждалось, что представитель студии официально заявил: «Стинг нам не подходит, потому что, во-первых, он староват для такой роли, а во-вторых, он не выдающийся актер». Справедливости ради надо заметить, что в комиксах Константин не столь моложав, как Киану Ривз, в актерском даре которого также многие сомневаются. Так что Стинг, в случае его согласия, был бы не худшим вариантом. Другое дело, что под его имя не дали бы многомиллионный бюджет.

Борис Иванов

 
             

о сайте | форум | почта