Моя так называемая жизнь

Кино Парк, 2000

Поколение "П", читавшее Пелевина, хорошо помнит китайского философа Чжуан-Цзы, как-то подумавшего, что вполне возможно, что он не Чжуан-Цзы, а бабочка, которой снится, что она – китайский философ Чжуан-Цзы. Если вместо поколения "П" подставить поколение игры в Doom, вместо Пелевина – братьев Вачовски, вместо китайца Чжуан-Цзы – на четверть китайца Киану Ривза, то и получится "Матрица". Слово, значения которого никто толком объяснить не может.



Уровень первый. Are you ready?

"Матрица" – это кино прежде всего для тех, кто обожает компьютерные игрушки и научную фантастику. Для тех, кто с разбега объяснит разницу между Олдосом Хаксли и Робертом Хайнлайном, а из книжных классиков почитает только Рея Брэдбери. Но основное время этого гипотетического зрителя занято игровой приставкой Play Station. В "Матрице" он – в своей родной зоне, в компьютерной игре, куда, забавы ради, вмонтирована камера "Стадикам".

Как в компьютерных играх, герои "Матрицы" игнорируют законы притяжения, пространства и времени. Сцены драк имитируют игры, подобные Mortal Combat, когда в кульминационные моменты невольно ищешь на экране надпись "Finish him!". Это не особый художественный ход – просто режиссеры фильма, братья Вачовски, убеждены: мира, как мы его себе представляем, не существует. Все, нас окружающее, – искусственно созданная Матрица. Компьютерная игрушка. И мы – ее персонажи, переходящие с уровня на уровень в соответствии с персональным IQ.



Уровень второй. Deja vu

По мысли создателей "Матрицы", дежа вю, то есть ощущение того, что ты это когда-то уже видел, и есть самое яркое подтверждение, что мы живем в Матрице. Потому что только в компьютерных играх встречаются ошибки-повторения. Так и в самой "Матрице" – дизайн списан из мрачно-футуристического "Темного города"; хореография – из гонконгских боевиков, а трюки вроде прыжков по крышам и хождений по отвесным стенам – из японских комиксов "манга". Главные злодеи носят темные очки а-ля "Люди в черном" или "Братья Блюз" (кому как нравится). Герой Киану Ривза, Нео, попадает в "реальный мир", ведомый Белым Кроликом и глотая разноцветные таблетки,- прямая цитата из "Алисы в стране чудес". Если перечислять все цитаты и отсылки, используемые создателями "Матрицы", придется вспомнить кое-что из сюрреализма, французских экзистенциалистов, бульварного чтива и фильмографии Ридли Скотта.



Уровень третий. Your nickname

Всю кашу заварили братья Вачовски, Ларри и Энди, снявшие до этого всего один фильм – "Связь". "Связь", мрачный лесбийский триллер-детектив, был, в свою очередь, парафразом картины братьев Коэн "Просто, как кровь". "Матрицу" братья Вачовски назвали киберпанковским боевиком. До нее киберпанковский боевик был всего один – "Джонни Мнемоник" с Киану Ривзом в главной роли.

"Джонни Мнемоник" в прокате провалился, а Ривз лишился нескольких гонорарных миллионов. Тем не менее он стал "лицом" этого странного жанра, где на голубом глазу проповедуется истина "Жизнь есть сон", в человеческие мозги вживляются компьютерные чипы, а в животы – скорпионы с камерами внутреннего слежения. Герой Ривза в "Матрице" днем – служащий компьютерной компании, а по ночам – хакер. Днем его зовут Томас Андерсон, ночью – Нео. Его предназначение – уничтожить Матрицу вместе с такими же, как он, коротко стриженными и затянутыми в кожу Повстанцами. Подходящий сюжет для странного актера-маргинала, о личной жизни которого никто ничего не знает, который снимается раз в пять лет и который в свои тридцать четыре только начинает выглядеть на свой возраст.



Уровень четвертый. Finish

Тема виртуальной реальности, замещающей реальность физическую, в последнее время очень модная. Об этом же снял свой eXistenZ Дэвид Кроненберг. Об этом же – "Открой свои глаза" Алехандро Аменабар. Братья Вачовски попали в тему, окупив не только шестидесятимиллионный бюджет фильма, но и прилично при этом заработав. Тем, кому "Матрица" не нравится, говорят, что это спекуляция на компьютерных играх и клиповом монтаже. Тени, замедленное движение, быстро сменяющиеся кадры. Дизайнерские находки а-ля реклама Gap. Плюс, конечно, несколько узнаваемых из реальной жизни кадров: только вместо курсов быстрого чтения – обучение борьбе джиу-джитцу за несколько минут; вместо виртуальных шлемов из зала игровых автоматов – соответствующие виртуальные кресла. Все для того, чтобы зритель подумал, что вполне возможно, что он – бабочка, которой снится, что она – зритель.

По мысли братьев Вачовски, бифштекс, он на самом деле не бифштекс, а сигнал Матрицы мозгу, что это бифштекс. Кирпичная стена не стена. И ложка на самом деле не ложка. А вот когда вы поймете это, то сможете проходить сквозь стены и гнуть алюминиевые столовые приборы. Дэвид Копперфильд может еще и летать, значит, ему, как и Повстанцам, не знакомы законы земного притяжения. Значит, Копперфильд – один из них. Вы уже осознали, что находитесь в Игре? Поздно, уже пошли финальные титры. Game over.

Ольга Маршева