Техничный парень Джонни

Телевик, 2000

Успех «Матрицы» вызвал шквал интереса к актеру Кину Ривзу и особому направлению в фантастике - киберпанку. Но лишь ярые поклонники кинематографической sci-fi знают, что до «Матрицы» был еще «Джонни-мнемоник» - в том же жанре и с тем же Кину Ривзом в главной роли.

Фильм «Джонни-мнемоник» был снят по рассказу живого классика американской фантастики Уильяма Гибсона. Считается, что именно Гибсон своими романами «Нейромант», «Граф ноль», «Мона Лиза Овердрайв» заложил основы литературного киберпанка. Этот фантастический поджанр позаимствовал от «классического» панка бунтарский дух, а приставка «кибер» означает интерес к высоким технологиям и искусственному интеллекту. Андроиды, репликанты, киборги, люди, сросшиеся с машинами, - вот джентльменский набор уважающего себя киберпанковского произведения. Однако если в обычной фантастике киборг или сверхумный компьютер, как правило, несут в себе опасность для человека, в произведениях этого направления они рассматриваются не в качестве злодеев. Скорее, как этап в человеческой эволюции.

Таким этапом можно считать и героя фильма Джонни - техномутанта с вживленными в мозг электронными чипами памяти. Это позволяет Джонни запоминать гигантское количество информации и переносить ее в качестве курьера. Однако информация бывает опасной. И когда в память Джонни скачиваются файлы нового лекарства против смертельной болезни, поразившей человечество, он внезапно обнаруживает себя объектом преследования японских якудза и демонического наемного убийцы по кличке Проповедник (одна из лучших ролей Дольфа Лундгрена). Впрочем, Джонни - не единственный мутант в этом фильме. Известный художник Роберт Лонго, дебютируя в режиссуре, не стал сковывать свою фантазию. Здесь имеются разумный дельфин-наркоман и дама, живущая в компьютере, а также много культовых личностей, вроде рэппера Айса-Ти или японского режиссера и актера Такеши Китано в роли главаря якудза.

При внимательном рассмотрении можно заметить, что сюжет этого фильма не нов, а приметы жанра заложены в основном во внешнем антураже. Помнится, еще у Хичкока был персонаж по имени мистер Память, способный запоминать и передавать любую информацию, даже не зная, что он запоминает. А если бы Джонни носил свои секретные файлы не в мозгу, а в черном чемонданчике и помогал ему не интеллектуальный дельфин, а, скажем, одноногий горбун, - фильм бы попросту превратился из киберпанковского в обычный шпионский. В этом заключен главный недостаток нового жанра. Не создав собственной сюжетной формулы, он заимствует приемы других жанров, чаще всего шпионского триллера или черного фильма.

Так было до выхода «Матрицы», продемонстрировавшей изрядную оригинальность сюжета. На съемках этого фильма режиссеры братья Вачовски не могли нахвалиться Кину Ривзом - как он все понимает и схватывает на лету их идеи. Но удивлялись они зря - ведь до «Матрицы» у него уже был «Джонни-мнемоник».

Дмитрий КОММ