В аду не курят

Total Film, № 4 (13), апрель 2005

Constantine

Режиссер Фрэнсис Лоуренс

В ролях КиануРивз, Рэйчел Вайс, Питер Стормаре, Тильда Суинтон

Сценарий Кевин Бродбин

Прокатчик Каро Премьер



КАК ВСЕ БЫЛО

Безнадежно одинокий, смертельно больной частный оккультный сыщик Джон Константин (Киану Ривз) пытается спасти Землю от прихода Антихриста — или хотя бы заработать себе путевку в Рай. Но путевку ему как самоубийце со стажем давать не хотят. Складывается определенная коллизия.

В сюжете также фигурируют: Копье Судьбы (оно же Копье Лонгиния), которым был проткнут во времена оны Спаситель наш, Иисус Христос; Архангел Гавриил (Тильда Суинтон) — почему-то женского пола; Люцифер (Питер Стормаре), очень похожий на потрепанного сутенера из Майами; а также простая сотрудница полиции (Рэйчел Вайс).

Неплохо для комикса! Вообще, над графическими новеллами издательства «Вертиго», по которым и сооружен фильм «Константин» (художественные достоинства которого лучше всего характеризуются редкими, красивыми словами «высокобюджетный» и «кассовый») трудились лучшие люди индустрии книжек с картинками. Алан Мур и Уоррен Эллис, например. Комикс религиозный, крутосваренный, беспредельно английский, не чурающийся радикальных выражений и ситуаций...

Впрочем, Мур (сумасшедший старец с длинной бородой) от фильма отрекся, а Эллис (амфетаминовый технофрик) выразил свое мнение пятью страницами отборного английского мата. «Курят, но не матерятся! Девок в ванне топят, но не матерятся! Такого надругательства над истинными британскими ценностями никто не ждал даже от Голливуда!» — писал, в частности, он.

На самом деле не все так страшно. Хотя поначалу и может возникнуть мнение, что фильм по комиксам с актером из «Матрицы» и актрисой из «Мумии», который поставил молодой режиссер-дебютант, ранее промышлявший съемкой видеоклипов для Бритни Спирз и Уилла Смита (не дымятся ли еще святые страницы Total Film, читатель?), мог продюсировать лишь лично Сатана (причем в образе Питера Стормаре).

Фрэнсис Лоуренс аккуратно перенес стилистику комикса на большой экран. Тим Бертон, Сэм Рэйми и даже Энг Ли тоже переносили стилистику комикса на большой экран, и делали это гораздо лучше... Но такого аккуратизма, как Лоуренс, не проявлял никто. И никогда. Неподвижная камера. Вид снизу: рука с сигаретой высовывается из окошка машины. Замедленный показ падающей в камеру сигареты. Вид сверху: трущобы, дворик, его наискосок пересекает Константин.

В помещении: измордованная панорама коридора. Константин (вид со спины) подходит к двери. Константин изгоняет демона, камера периодически показывает лежащую на тумбочке зажженную сигарету (крупный план).

Рэйми, Бертону и Ли сделать из своего фильма нормальный комикс мешала фантазия.

В «Константине» одна великолепная сцена: утопление Рэйчел Вайс Киану Ривзом. По обоюдному согласию! Видите ли, сотруднице полиции приспичило отправиться в ад, допросить там собственную сестричку-самоубийцу.

И вот уже Вэйс бестолково сучит ногами, а Ривз, особо не напрягаясь, одной рукой удерживает ее под водой. Конечно, более талантливый режиссер сделал бы куда лучше: скажем, утопление осуществлялось бы с нескольких попыток, да еще и сопровождалось бы комментариями... Но и в интерпретации Лоуренса ничего. Из-за таких сцен стоит смотреть художественные фильмы.

Как известно, любая рецензия на фильм с Киану Ривзом — прежде всего пламенное любовное послание этому замечательному актеру. Не останемся в стороне и мы.

Киану! Друг! Почему ты позволил им снимать вместо себя свою восковую куклу в натуральную величину? Причем во всех без исключений сценах? До такого не опускался даже Арнольд Шварцнеггер в фильме «Без компромиссов».

Впрочем, как известно, терпимой игры от Ривза удалось добиться только братьям Вачовски. Но для этого им пришлось выстрелить в него боевым патроном.

P.S. Наши английские коллеги использовали в разговоре о «Константине» удивительное словообразование «Изгоняющий дьявола» для поколения «Хbох», которое уже украшает все уважающие себя рекламные плакаты в лондонской подземке.



ВЕРДИКТ

Кино, состоящее из обманутых ожиданий и растоптанных надежд лучших британских комиксистов. Обязательно следует посмотреть.

Альберт Ариманов